Меню

пн вт ср чт пт сб вс
с 900 до 1900
8 (3952) 656-108
оформить землю
8 (3952) 686-108
инвестировать
8 (3952) 624-108
уточнить границы
8 (3952) 621-108
подключить ТехноКад
8 (3952) 987-108
продать участок
8 (3952) 656-108
земельные споры
8 (3952) 686-108
оформить пай
8 (3952) 624-108
оформить гараж
8 (3952) 621-108
изготовить ЭЦП
8 (3952) 987-108
подобрать участок
8 (3952) 656-108
уточнить границы МО
8 (3952) 686-108
найти инвестора
8 (3952) 624-108
оформить дачу
8 (3952) 621-108
купить ALTUS
8 (3952) 987-108
записаться на приём
8 (3952) 656-108
задать вопрос
8 (3952) 686-108
ленд-девелопмент
8 (3952) 624-108
уточнить границы ГК
8 (3952) 621-108
разместить рекламу
8 (3952) 987-108
назначить встречу
x
Консультируем ежедневно
с 9:00 до 19:00
Пожалуйста, подождите, ваш запрос обрабатывается...

Тенденции земельного рынка: первая половина 2014 года

На земельном рынке, традиционно закрытом, наметились некоторые тенденции, двигающие его на путь открытости и цивилизованности. На дворе середина 2014 года, и вот как обстоят дела. Самый низкий спрос сегодня – на коттеджные поселки. Большой спрос на участки под жилые комплексы и ритейл. Ряд инвесторов сделали ставку на участки без подряда (УБП) и таунхаусы. Теперь подробнее.

Оптовый сегмент

После кризисного 2008 года увеличился спрос на покупку земельных участков оптом и в розницу. Сегодня спрос на них мал, а предложений на рынке достаточно. В оптовом сегменте продажа участков в основном осуществляется под конкретный проект. Например, на земельном рынке Московской области, самом «передовом» по сравнению с региональными земельными рынками, оптовые продажи земли приближаются к нулю. Как считает Александр Дубовенко, управляющий партнер корпорации «Good Wood», ожидание нового кризиса усугубляет ситуацию. Девелоперы не хотят тратить несколько миллионов долларов за участок, пока нет сигналов с других рынков, показывающих выгодность приобретения и стабильность сегмента в целом.

Новые поселки, разумеется, возводятся, но либо в партнерстве с самыми крупными игроками (лэндлордами), либо самими крупными игроками. Есть и такие, кто активно занимается коттеджными поселками (например, «Финансы и недвижимость», «Своя земля»). Но в целом этот сегмент пассивен.

В числе крупнейших землевладельцев называются 30 лэндлордов, среди которых банк «Развитие-столица», «Вашъ финансовый попечитель», «Ист лайн», «Промсвязьнедвижимость», ОПИН (список Villagio Estate), «Маршал», «Красивую землю», «Абсолют», RDI, Coalco, «Комстрин», «Платину», GledenInvest, «Знак», Межрегиональную девелоперскую компанию (МДК), «Свою землю» (перечень «Гео-девелопмента»), «Деймос».

Качество в цене

Девелоперы все чаще ищут качественные площадки – участки в правильных с экономической и других точек зрения местах. Эвелина Ишметова, директор по развитию и консалтингу «LandService», называет требования к земельным участкам: это нужный вид разрешенного использования, наличие согласованных технических условий на инженерные коммуникации, выездов и въездов на прилегающие территории. Все это экономит время потенциальных покупателей земли, так как не нужны дополнительные подготовки и процедуры, нужные для того, чтобы привести покупаемую землю в категорию качественной.

Повышенным спросом пользуются инженерно проработанные участки под жилые комплексы в пределах 30 км от МКАД и участки под промышленную и коммерческую застройку в пределах транспортных магистралей. Потенциальных покупателей таких объектов много: крупные фирмы работают напрямую с местными муниципалитетами, а мелкие идут на вторичный рынок или приобретают долю в проектах крупных застройщиков.

В целом земли на продажу много. По мнению экспертов, ежегодный прирост предложения земельных участков составляет 10-15%, но в денежном выражении рынок растет лишь на 5-8%. Такие условия вынуждают девелоперов снижать цены, при этом увеличивается скорость продаж.

Частный сектор и УБП

Фирмы, работающие с частным сектором, то есть с потребностями населения, острее всего чувствуют смену сезонов. Весенняя волна – самая «буйная». Население пытается быстрее купить, другими словами, вложить свои средства. Так, за первые четыре месяца этого года рост продаж земли в частном секторе вырос на 25-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Что касается УБП (участки без подряда), то в 2013 году было продано 11 тыс. таких участков, в первом квартале этого года – 2300 участков, на 9,5% больше, чем в аналогичном прошлогоднем периоде. Этот сегмент рынка постепенно насыщается, но девелоперы пока не сокращают темпы. Многие считают массовый коттеджный формат самым эффективным. По некоторым оценкам, на него сегодня приходится более 60% загородного рынка, то есть сегмент медленно, но верно приближается к стадии качественного развития.

Рынок УБП имеет низкий порог входа, так как покупатели есть всегда. Как правило, они ищут участки и только потом задумываются о том, что будут на нем строить. Земля сама по себе – очень ценный актив. Но чаще всего это создаст проблемы. Покупателя беспокоят два вопроса – расположение участка и его стоимость. Более дальновидных, но редких приобретателей беспокоят вопросы экономической ситуации в стране и мире, изменения транспортной и банковской систем и т.д.

Перечисленные и другие внешние факторы влияют на стоимость земли. С этим показателем тоже не все ровно. Если при продаже дальних земель продавцы дают приличные скидки, то на ближние земли действуют серьезные наценки. Если земельный участок вдруг попадет в список «московских», то его стоимость сразу увеличится на 20-30%. Так, в одном и том же месте стоимость земельных участков может различаться в десятки и сотни раз, а цены на соседние участки, которые разделены только забором, могут отличаться в пять раз.

Промышленная застройка и ритейл

Популярными стали и участки под промышленное использование, что выгодно не только землевладельцам,  ведь промышленное использование земель влечет появление новых рабочих мест.

Мелкий бизнес также интересуется промышленным сектором. Фирмы постепенно отказываются от аренды складов и приобретают земельные участки (как правило, несколько) под строительство собственных производственных и складских помещений.

Ритейлеры-сетевики тоже облюбовали этот сегмент. К примеру, «Макдональдс» давно прикупает участки под застройку придорожных кафе. KFC и Burger King последовали его примеру, строя рестораны за пределами МКАД. В марте «Азбука вкуса» объявила о намерении создать несколько новых магазинов в Подмосковье.

По материалам газеты «Ведомости»
20.05.2014


Земельные ресурсы © 2013-2017 ООО "Источник и ресурсы" (Source&Resources LLC.)
Данный сайт носит информационный характер и не является публичной офертой
Яндекс.Метрика